Статьи для Вас

В помощь педагогу - Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда.

Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность ( взаимодополняемость ). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

 

 

 

 

 

 

Направления совместной работы:

 

1. Диагностическое.

Задачи.

- Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет.
- Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
- Составление общей карты развития ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Совместный диагностический блок методик.
2. Критерии факторов риска.
3. Общая карта развития ребенка.

2. Коррекционно-развивающее.

Задачи.

- Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.
- Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.

Предполагаемый результат:

1. Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий.
2. Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.

3. Аналитическое.

Задачи.

- Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
- Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.

Предполагаемый результат:

1. Лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска.
2. Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

4. Индивидуальные подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям.

 

 

Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы мы исходили из основных принципов педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие:

Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Изучение личности ребенка в ее многообразных проявлениях дает надежный материал для поиска причины нарушений, факторов риска, определения педагогической стратегии тактики по отношению к каждому ребенку, речевому нарушению.

Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.

Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работа, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. Поэтому на данном этапе следует:

  • разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
  • составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

Нам бы хотелось, чтобы коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

 

Коррекционно-развивающий процесс не возможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений. В практике отмечается, что ничем не обоснованные родительские амбиции вызывают у детей стресс, провоцируют нервно-психические заболевания, отбивают желание заниматься коррекцией речи.

Считаем, что разработанная модель взаимодействия психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Психолого-логопедический блок взаимодействия предполагает:

ü  обеспечить необходимое содействие педагогическому коллективу в развитии личностных особенностей учащихся (включая оказания помощи в психологическом обосновании инновационных процессов);

ü  осуществлять диагностику и коррекцию познавательных процессов учащихся;

ü  развивать коммуникативные способности учащихся;

ü  корректировать отношения учащихся с педагогами и родителями;

ü  развивать социальную, когнитивную и эмоционально-личностную сферу учащихся;

ü  повышать психологическую культуру учащихся школы и их родителей.









 
 


Яндекс цитирования