Словесные игры Что ты делаешь? (Народная игра) | Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», - и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим. | Король (Народная игра) | Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию. Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: - Здравствуй, Король! - Здравствуйте! - отвечает он. - Нужны вам работники? - Нужны. - Какие? Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль. | Коршун (Народная игра) | Цель. Активизировать употребление глаголов. Ведущий - Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог. - Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. - Коршун, что делаешь? - Ямочку рою. - Зачем ямочка? - Денежку ищу. - Зачем тебе денежку? - Иголку купить. - Зачем тебе иголка? - Мешочек сшить. - Зачем мешочек? - Камешки класть. - Зачем камешки? - В твоих детей бросать. - За что? - Они ко мне в огород лазят. - Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их! Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех. | Как тебя зовут? (Народная игра) | Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение. Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя. Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает: Кто ошибется, Тот попадется! Кто засмеется, Тому плохо придется! После этого он спрашивает: - Кто ты? - Метла. Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает: - А это у тебя что? - Метла. Вожак показывает на руки: - А это у тебя что? - Метлы! Вожак показывает на ноги: - А это? - Метлы. - А что ты ел сегодня утром? - Метлу! - А на чем ты ездишь по городу? | Какая бывает собака? | Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п. | Угадай, кто мой друг. | Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д. Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного. | Назови слово | Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч. Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко. Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек. Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище). а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт..., б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей..., в) погода, пианино, число, фабрика... . Приставки. Задание: подобрать слову подходящее ?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать. а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать, б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный... | Отвечай быстро! | Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) высокий, прочный, кирпичный ... (дом) рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) | Кто больше? | Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый. Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная) Задание детям - 1.Кто больше назовет свойств предмета. 2.Кто больше назовет возможных действий с предметом. Из книги Е. Сербиной "Развивающие игры для детей". | Скажи по-другому. | Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге) | В чем причина? | Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить. |
|
|